Поиск

Отправить

     
Правительство Министерства и ведомства Местное самоуправление О Республике Открытые данные Вопрос специалисту Обращения
Версия для слабовидящих

В: В каких случаях взяткодатель освобождается от уголовной ответственности?

О: В соответствии со ст. 291 Уголовного кодекса РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.


В: В каких случаях предоставляется справка о расходах муниципальных служащих органов местного самоуправления Прохладненского муниципального района?

О: В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Указом Главы КБР от 26.06.2013 г. №99-УГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», постановлением главы Прохладненского муниципального района от 21.11.2013 г. №13 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о расходах лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих органов местного самоуправления Прохладненского муниципального района, а также их супругов (супруг) и несовершеннолетних детей» муниципальные служащие органов местного самоуправления Прохладненского муниципального района обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супругов (супруг) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, совершенной в отчетном периоде с 1 января по 31 декабря, (по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.


В: В соотвествии с какими нормативными правовыми актами сдаются сведения о доходах муниципальных служащих местной администрации Прохладненского района?

О: Муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы Прохладненского муниципального района, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с:

- федеральным законом от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

- федеральным законом от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции ;

- законом Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.1998 г. №8-РЗ «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике»;

- постановлением главы Прохладненского муниципального района от 04.11.2009 г. №7 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Прохладненского муниципального района, и лицами, замещающими должности муниципальной службы органов местного самоуправления Прохладненского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».


В: В чем заключается вымогательство взятки?

О: Вымогательство заключается в требовании должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленном поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку в целях предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.


В: Какая отвественность предусмотрена за ложное сообщение о факте коррупции?

О: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 128.1 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.


В: Какие запреты установлены для муниципальных служащих, уволенных со службы?

О: В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему, уволенному с муниципальной службы, запрещается:

- разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

- в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.


В: Что такое коммерческий подкуп?

О: В соответствии со ст. 204 Уголовного кодекса РФ коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.


В: Что такое конфликт интересов?

О: Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования


В: Что такое коррупция Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

О: Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

4) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

5) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

6) посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

7) провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

8) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

9) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

10) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)

11) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

12) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

13) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

14) фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1 УК РФ)

15) халатность (ст. 293 УК РФ).

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.


В: Что такое посредничество во взядотничестве?

О: Посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Посредничество во взяточничестве, как и обещание и предложение в посредничестве во взяточничестве, является уголовно наказуемым деянием и наказывается в соответствии со статьей 291.1 Уголовного кодекса РФ.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.


В: Что такое противодействие коррупции?

О: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.


В: Что является предметом взятки?

О: Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ; оплата расходов и развлечений; предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Имущественные права — это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие).

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки.


В: Какие запреты существуют при прохождении муниципальной службы?

О: В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


В: Что такое подкуп?

О: Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и орга­низациях — директору, заместителю директора коммер­ческой фирмы или государственного унитарного предпри­ятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру поли­тической партии и т. д., — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревно­ваний и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184) , который связан со случаями дачи и получения не­законного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Наказание за взятку и коммерческий подкуп

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как общественно более опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290 Уголовного Кодекса РФ):

если преступление совершено группой лиц по предваритель­ному сговору с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей),

  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штра­фом в размере до одного млн. рублей;

если преступление совершено лицом, занимающим государ­ственную должность Российской Федерации, субъекта Россий­ской Федерации, главой органа местного самоуправления, федеральным министром, членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, рядом других высших должностных лиц, главой республики, депутатом Парламента, мэром города, главой муниципального образования, судьей и т. д.,

  • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет;

если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица,

  • лишение свободы на срок от трех до семи лет;

если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица,

  • лишение свободы на срок до пяти лет;
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет.

Дача взятки (статья 291 Уголовного Кодекса РФ):

если взятка давалась за совершение заведомо незаконных дей­ствий (бездействие):

  • лишение свободы на срок до восьми лет;
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет;

если взятка давалась лично или через посредника:

  • лишение свободы на срок до трех лет;
  • арест на срок от трех до шести месяцев;
  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет;
  • штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев

В: Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства?

О: Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант — прекратить всяческие контакты с вымога­телем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вы­могатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант — встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситу­ациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.

Второй вариант в большей степени согласуется с нор­мами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано.

Но каждый человек как свободная личность принимает сам решение, какой путь он избирает.

Если Вы избираете второй вариант, Вам следует:

по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохра­нительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы:

  • в органы внутренних дел — в отделы внутренних дел по му­ниципальным образованиям, Управление по борьбе с экономи­ческими преступлениями МВД по КБР, Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД по КБР, в Министерство внутренних дел по КБР;
  • в органы безопасности — в межрайонные отделения (отделы) УФСБ РФ по КБР, Управление ФСБ РФ по КБР;
  • в органы прокуратуры — районному (городскому) прокурору, прокурору республики;
  • в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ — межрайонные отделы, Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  • в таможенные органы — в Кабардино-Балкарский таможен­ный пост Минераловодской таможни, Минераловодскую таможню Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ;
  • в органы наркоконтроля — в межрайонные отделы УФСКН РФ по КБР, Управление ФСКН РФ по КБР.

В случаях вымогательства взятки со стороны со­трудников органов внутренних дел, безопасности, других правоохранительных органов Вы можете обращаться не­посредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками.