Правительство Министерства и ведомства Местное самоуправление О Республике Открытые данные Вопрос специалисту Обращения
Версия для слабовидящих

НОВОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА





НОВОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ


12.12.2018

Информация о действующих мощностях современных плодохранилищ
Министерство сельского хозяйства КБР

Оперативная информация о переработке сельхозпродукции перерабатывающими предприятиями КБР
Министерство сельского хозяйства КБР

В Нижнем Новгороде состоялся координационный совет по вопросам развития экспорта
Министерство промышленности и торговли

В Минприроды КБР проводится Общероссийский день приема граждан
Министерство природных ресурсов и экологии КБР

11.12.2018

Казбек Коков провел заседание Антинаркотической комиссии Кабардино-Балкарской Республики
Общие новости

Информация о результатах конкурса на включение в кадровый резерв Минпросвещения КБР
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи

На расширенном заседании Комитета Парламента КБР по социальной политике, труду и здравоохранению обсужден вопрос об организации нефрологической помощи в КБР
Министерство здравоохранения



НОВОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Поговорим об иконописи с Марией Маршалкиной 08.08.2018 15:53:20

Поговорим об иконописи с Марией Маршалкиной

Искусством иконописи овладела наша землячка Мария Маршалкина – выпускница Иконописной школы при Московской духовной академии. Об удивительной девушке-иконописце узнаете в нашем интервью.
«В детстве я рисовала картины, плела из бисера, но помню, что всегда мучилась от того, что не могу долго заниматься одним и тем же делом. А в иконе такого нет. Это стезя, которая не имеет границ, глубины и ширины, она бесконечна. Когда окунаешься в мир иконописи, из него не хочется возвращаться»

Маша, когда ты поняла, что хочешь заняться иконописью?

Уже в детстве я всем говорила, что буду иконописцем. Помню, в гостях у тети рисовала и говорила: «Тетя, что у тебя иконочки все грустные? Вот у меня, когда вырасту, все иконочки улыбаться будут!». Тетя вспоминает, что на всех рисунках мои ангелы были с улыбкой до ушей.

До сих пор хочешь сделать образы на иконах улыбающимися?

Нет, теперь я по-другому смотрю на иконы. Но, наверное, детские фантазии все еще присутствуют в моих работах. Когда Отец Лука, заведующий иконописной школы, посмотрел мою дипломную работу, сказал: «Маша, что-то у тебя Спас улыбается, нужно сделать его серьезнее…». мне сразу вспомнилась история про моих детских улыбающихся ангелов.

Ты родилась в семье священнослужителя, это повлияло на твой выбор стать иконописцем?

Я знаю многих ребят, детей священнослужителей, которые выбрали путь, далекий от православия, во многом это связано с сильным давлением со стороны родителей. Я благодарна папе и маме за то, что они доверяют мне и дают полную свободу выбора. Благодаря этой свободе в переломный момент своей жизни я поняла, что Бог – это истина и я без него никуда. Первый раз, когда я не поступила в академию, у меня произошел внутренний отход. Я задалась вопросом, зачем мне это нужно, а когда приехала в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, поняла, что чувствую себя здесь, как дома. В день когда объявляли результаты экзаменов, я стояла возле Троицкого храма и думала: «Хоть 10 лет подряд, но я буду поступать в академию!». Тогда я четко поняла, что хочу заниматься иконописью. На тогда я не поступила, а в следующем году на том же месте я плакала от радости, потому что меня приняли в академию.

Как проходили вступительные экзамены в Московскую духовную академию?

Нужно было знать определенные молитвы наизусть, привезти портфолио и выполнить задание от академии: за 6 часов акварелью нарисовать икону с цветного контрастного образца. Эти образцы специально делают в неестественных цветах, чтобы проверить, есть ли в будущих студентах академии гармония. Например, на вступительных экзаменах проверяющие могли предложить фрагмент иконы, на которой изображены барашки зеленого цвета. Думаю, когда человек создает гармонию, значит и гармония есть в человеке. Следующий этап вступительных экзаменов - собеседование с заведующим Иконописной школы, архимандритом Лукой. Отец Лука обладает уникальным даром видеть людей. Не раз бывало, что студент нравится преподавателю, а отцу Луке не нравится.

Расскажи подробнее о своем собеседовании с заведующим иконописной школы?

Я пришла к Отцу Луке вся в слезах, тогда он мне казался таким строгим и я начала разговор:
- Батюшка, из меня выйдет иконописец?
- Можно попробовать.
- А почему меня не приняли?
- Рисунок слабый у тебя.
- А если я подготовлюсь, поеду во Владикавказское училище?
- Ну, конечно.
- Ну, тогда ждите меня через год, батюшка.
- Хорошо.
- Батюшка, а то, что темпераментная такая, таких берут?
- Да и таких берут!
Меня этот разговор воодушевил и уже на следующий год из 64 поступающих я оказалась в числе 8 человек, которых приняли в академию.

Маша, расскажи об этапах обучения с 1 по 5 курс?

На 1 курсе нас обучали технике, мы привыкали к краскам, учились левкасить, подготавливать доску к нанесению красок. На втором курсе началась практика по музеям. Мой первый музей был в Переславле и там нам давали возможность разглядывать икону вплотную, а уже на 4 курсе, когда мы практиковались в  Третьяковской галерее, нас ставили на дистанцию 1,5–2 метра от работы и мы должны были копировать. Преподаватель в академии дает азы, а уже дальше тебя учит икона. На практике преподавателя рядом нет и каждый день, в течение 3 недель, с утра до вечера копируешь икону. Обучение в иконописной школе двухступенчатое. Первые 3 курса обязательные, а 4 и 5 только для лучших студентов. В конце 3 курса в Троицком соборе нас посвятили в иконописцы. Возле мощей преподобного Сергия Радонежского мы были благословлены на путь иконописца. А после этого каждый для себя решил: продолжать обучение или выпускаться из академии.

Почему ты решила выбрать Московскую духовную академию?

Потому что это самая лучшая духовная академия не только в России, но и во всем мире. Честно говоря, других вариантов я даже не рассматривала.


Был ли у тебя в духовной академии наставник. Человек, который настраивал на необходимый рабочий лад?

Долгое время я искала наставника, но жизнь показала, что самым лучшим духовником для меня оказался отец. Ему я могла позвонить в любое время. Когда плакала или впадала в уныние, вдруг звонил папа и спрашивал, как мои дела. В какой-то момент я поняла, что мне незачем искать духовника, потому что он уже есть у меня дома.

Как оценивается труд иконописца?

Материалы для работы очень дорогие. Даже в специализированных магазинах республики достаточно трудно достать необходимую краску или кисти, сусальное золото, липовую доску. На любом этапе икона должна смотреться очень красиво. И во многом это зависит от качества материалов. Я думаю, что человек отдаст предпочтение иконе, написанной руками иконописца. Конечно, она будет стоить не дешево, но как-то обычно бывает, на житейские вещи нам денег не жалко, а на духовные жалко. Тем более есть семейные иконы, мерные иконы, которые пишутся при рождении ребенка, иконы венчальные, которые потом можно передать своим детям. Это же интересно, когда из поколения в поколение передаются иконы. Могу сказать, что труд иконописца оценивается высоко, ведь это работа духовная.

Перед тем как приступить к работе над иконой, ты читаешь молитву?

Да, перед началом и в конце работы читаю специальную молитву для иконописцев. Во время учебы в академии каждое утро мы прикладывались к мощам преподобного и таким образом брали благословение на целый день. Почему-то принято спрашивать, а освящена икона или нет. Иконы не освящаются, потому что в момент, когда иконописец нарисовал нимб, это уже означает, что образ святой.
Говорят, что во время написания иконы у иконописца возникают искушения. С какими искушениями тебе приходилось бороться во время работы?

Во время работы над дипломным проектом мне пришлось столкнуться с трудностями. Уже на заключительном этапе, когда я залила икону олифой, она поменяла все цвета и даже лик Спаса. Во время работы над иконой я ходила молиться к преподобному и просила его дописать икону, но я даже подумать не могла, что он допишет ее, кардинально поменяв черты. В такие моменты начинаешь понимать, что через тебя пишутся иконы, а ты просто посредник. Иногда во время работы могут возникнуть мысли о том, для чего я пишу иконы, но когда вижу результат, то все сомнения исчезают.

Маша, как ты считаешь, для того чтобы писать икону, необходимо вдохновение, как это обычно бывает у живописцев, или что-то другое?

Нет, вдохновение точно не поможет. Я бы сказала, что работая над иконой, ты работаешь над собой, смиряешь себя. В такие моменты приходит осознание, что ты делаешь не так и что ты должен поменять в себе, чтобы стать лучше. Каждая икона корректирует тебя, ты вдруг начинаешь задумываться, а почему работа не идет так, как я хочу или бывает, что икона под определенного человека не пишется так, как хочешь ты.  В такие моменты нужно смириться и сказать себе, что так и должно быть. В итоге получается, что именно в таком виде икона подходит человеку. Во время написания иконы необходима душевная гармония, если в твоей душе буря, это отразиться и на твоей работе.  Работа над иконой – постоянная работа над самим собой.

Есть ли у тебя любимое направление в иконописи?

Иконопись зародилась в Византии и так получилось, что византийское направление мое самое любимое. Древние иконописцы были настолько искусными, что в их иконах не было ничего лишнего. Их работы настолько красивы, гармоничны и продуманны, что нет желания писать что-то свое. Говорят, что раньше иконописцев обучали с детства. Их богатая духовная жизнь и мастерство оставили нам в наследство много уникальных икон. К сожалению, в нашем современном суетном мире сложно найти гармонию, поэтому приходится смотреть на образцы до середины 16 века, они считаются каноничными.

Выпускникам академии говорили напутственные слова или наставления на будущее?

На курсе я была самой маленькой и мне сказали: «У тебя вся жизнь впереди, дерзай».
Думаю, нашим читателям будет интересно узнать о твоей дипломной работе, расскажи о ней подробнее.

Моя дипломная работа будет отправлена в православный храм Калабрии (Италия). Часто в иконописную школу обращаются с заказами для храмов. В прошлом году девушка из иконописной школы писала Богородицу для первого ряда иконостаса в Италии.  Мне дали задание написать пару к этой иконе, учитывая, что она уже находится в Италии. Для этого мне пришлось вспоминать, как писалась икона, чтобы создать для нее пару. За основу я взяла икону Спас Пантократор, которая находится на Афоне и ее оригинал я не увижу никогда, так как в мужской монастырь девушкам нельзя. Но есть похожая икона из этого же монастыря, которая находится в Эрмитаже. В Эрмитаж я ездила на практику для того, чтобы почувствовать икону, понять колорит. Икона настолько нежная и богатая по тонам, что завораживала меня каждый раз, когда я на нее смотрела. Мне кажется, такую икону человек создать не мог.

За 5 лет обучения в иконописной школе Московской духовной академии изменился ли твой взгляд на жизнь?

В первую очередь изменилась я сама. Раньше мне казалось, что я могу все. Но с годами обучения в академии я обрела гармонию и смирение. Иконопись – стезя бесконечная. На 5 курсе я вдруг поняла, что передо мной открылся мир иконописи глубокой, красивой, бездонной. Она настолько прекрасна, что когда ты попадаешь туда, обратно уже не хочется. Могу сказать, что я стала смиреннее. Раньше мне море казалось по колено, а после обучения в академии я стала мудрее и спокойнее. Помню, когда пятикурсники говорили, что ничего не умеют и им нужно долго работать над собой, думала про них, что они само смирение. А оказалось, что в какой-то момент меняется взгляд на икону и ты начинаешь видеть ее под другим углом. Поэтому на 5 курсе становится страшно от осознания, что ты только обрел понимание иконы, а уже пора выпускаться.


Маша, какие у тебя планы на ближайшее будущее?

Я встретилась с владыкой Пятигорской и Черкесской епархии Феофилактом. Он предложил мне остаться Свято-Никольском храме, писать иконы и выполнять заказы для епархии. Нет ничего лучше домашней обстановки. Сейчас я бы хотела подтянуть свои знания по рисунку, потому что в иконописной школе я была единственная, кто поступил в академию после художественной школы, все остальные были выпускниками художественных училищ и институтов. Мне приходилось часами сидеть с анатомическими книгами и изучать, как должна выглядеть складка на теле, как же все-таки нужно нарисовать бедро или глаза. Рисунок должен быть конструктивным, никакой идеально срисованный образ не сравнится с образом, нарисованным по всем анатомическим правилам. Икона должна сосредотачивать на молитве, а не отвлекать от нее.

Какой совет ты бы дала человеку, который хочет заняться иконописью?

Иконе ты должен посвящать все 24 часа, и человеку светскому этого не понять. У художников есть такие понятия, как свой стиль, направление, характер, свое я, а в иконе своего я никогда не будет. В Москве я была на выставке вольных художников, которые представляли иконы с выражением собственных чувств и переживаний, и это было похоже на иллюстрации к детской книге. Человеку, который хотел бы заняться иконой, я бы не стала давать совет, а просто задала бы вопрос: «Готов ли ты полностью посвятить свою жизнь иконе?».

Маша Маршалкина – удивительный и очень нравственный человек. Несмотря на свою молодость, она очень мудрая и талантливая. Пока мы писали эту статью, Маша поделилась, что скоро в Прохладный возвращается студент Московской духовной академии Алексей Сидоренко и они вместе с Машей планируют открыть иконописную мастерскую при Свято-Никольском храме. Иконопись необходимо развивать в Прохладном и во всей Кабардино-Балкарии. Думаю, что у наших талантливых земляков, Марии и Алексея, все получится.

Пресс-служба местной администрации г. о. Прохладный



Городской округ Прохладный


Возврат к списку

МЕРОПРИЯТИЯ


Декабрь 2018

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26



27



28



29



30



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



1



2



3



4



5



6






ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА





РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА




ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА



#WORK_AREA##WORK_AREA##WORK_AREA#