Правительство Министерства и ведомства Местное самоуправление О Республике Открытые данные Вопрос специалисту Обращения
Версия для слабовидящих

26.12.2018

К.В.Коков: «Только добившись прорывного развития, мы сможем обеспечить кардинальное повышение качества жизни и благополучия наших граждан»

Сегодня К.В.Коков провел расширенное заседание Правительства КБР по подведению предварительных итогов социально-экономического развития Кабардино-Балкарии за 2018 год и задачах на 2019 год.
В его работе приняли участие главный федеральный инспектор по КБР аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО  Е.А.Ткачев, главы муниципальных образований.
С информацией об исполнении основных прогнозных показателей и готовности республики к реализации региональных составляющих Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выступил Алий Мусуков.
Заслушав доклад Председателя Правительства, Казбек Коков обозначил свое видение ключевых вопросов дальнейшего развития республики на предстоящий период:
«Для достижения динамичных, содержательных перемен, ориентиров, которые обозначены в майском Указе Президента страны и отражены в национальных проектах, мы должны ставить перед собой более амбициозные задачи.
Исхожу из того, что, во-первых, все национальные проекты тесно переплетены друг с другом, и их кумулятивный эффект уже сам по себе даёт возможность превзойти отдельные отраслевые достижения. Во-вторых, ключевой момент стратегии, обозначенный в майском Указе, состоит в том, чтобы скрепить воедино цели экономического роста и улучшения качества жизни каждого человека. Для нашей республики это имеет исключительно важное значение. Только добившись прорывного развития, мы сможем обеспечить кардинальное повышение качества жизни и рост благополучия наших граждан.
Прежде всего, это касается главного показателя состояния экономики – объёма внутреннего регионального продукта. Сегодня этот показатель в расчёте на душу населения у нас в три раза ниже, чем в среднем по стране. Мы должны поставить перед собой задачу постепенного сокращения, а затем и полной ликвидации этого отставания. При нынешних темпах роста ВРП в 1 – 2 процента сделать это не удастся и такой инерционный путь развития не может нас устраивать.
Считаю, что Правительству следует приступить к проработке такой стратегии развития, которая позволила бы к 2025 году добиться увеличения объема ВРП в два раза.
Обеспечить такое опережающее развитие, на наш взгляд, возможно, прежде всего, за счёт переориентации структуры валового регионального продукта на максимальное использование имеющихся в республике конкурентных преимуществ, позволяющих придать мощный импульс развитию промышленности, сельского хозяйства и туризма, малого и среднего бизнеса, поиска новых ресурсов роста.
Важным потенциалом для развития экономики располагает наш промышленный комплекс.
Правительству, соответствующим отраслевым министерствам необходимо разработать комплекс мер, призванный обеспечить в 2019 году темпы роста производства промышленной продукции не ниже 103 – 104 процентов, а в последующие годы – на уровне 108 – 112 процентов.
Для достижения этих целей следует сосредоточиться на осуществлении масштабных проектов по созданию современных высокотехнологичных производств, способных создавать высококонкурентный продукт, развивать инженерную, энергетическую и транспортную инфраструктуру.
Наряду с этим необходимо глубоко проанализировать возможности вовлечения в производство немалого числа простаивающих сегодня по различным причинам мощностей, приступить к работе по их перепрофилированию на освоение и производство новых видов продукции. Нужно усилить работу по оказанию предприятиям отрасли помощи и поддержки с использованием всех возможностей, предоставляемых на федеральном уровне, в том числе новыми институтами развития, а также ускорить процесс создания республиканского фонда развития промышленности.
В наступающем году необходимо существенно продвинуться по пути реализации наиболее крупных и значимых для республики инвестиционных проектов, прежде всего, по возобновлению добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения, а так же по приданию Тырныаузу статуса территории опережающего развития.
Важной составляющей роста должна стать энергетика. Технологический потенциал выявленных гидроэнергетических ресурсов крупных рек Кабардино-Балкарии превышает 1120 МВт, а его освоение составляет чуть более 17%. Необходимо активизировать работу по привлечению инвестиций на развитие гидроэнергетического комплекса республики. Это важно, так как мы получаем мультипликативный эффект в виде немалых дополнительных поступлений в бюджет и создания высокопроизводительных рабочих мест.
На сегодняшний день абсолютно недостаточно задействован потенциал агропромышленного комплекса республики.
Правительству, отраслевому министерству следует глубоко проанализировать имеющиеся возможности и резервы интенсификации развития АПК, предложить программу практических действий по обеспечению к 2025 году двукратного увеличения вклада сельскохозяйственного производства в формирование ВРП. Уже в предстоящем году рост валовой продукции сельского хозяйства должен составить не менее 105 процентов к уровню нынешнего года.
Реализовать эти сложные задачи можно преимущественно путём повсеместной интеграции производства сырья с его глубокой переработкой и дальнейшего развития кооперации малых хозяйств, повышения эффективности и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, максимальной отдачи от каждого гектара, от каждого вложенного рубля, в том числе по программам поддержки АПК. Мы должны всемерно поддерживать инициативы по развитию аграрной науки.
Министерству сельского хозяйства необходимо не затягивая внести предложения по использованию потенциала существующих и созданию новых предприятий по переработке зерна.
Существенным катализатором роста экономики может стать туристская отрасль.
Несмотря на наличие у нас уникальных бальнеологических ресурсов, более десятка туристско-рекреационных зон, включающих горнолыжный курорт «Приэльбрусье» и курорт федерального значения «Нальчик», а также целого ряда лечебно-оздоровительных местностей, вклад этой отрасли в экономику остаётся мизерным – около одного процента.
На наш взгляд, эта доля должна быть не меньше 8 – 10%, а сама отрасль может расти минимум в два раза быстрее темпов роста ВРП.
Для достижения этих показателей необходимо на новый уровень вывести качество и весь спектр предоставляемых услуг, осуществить комплекс мер по созданию современной туристской и транспортной инфраструктуры, перейти к активной стадии реализации проекта по развитию горнолыжного комплекса «Эльбрус». При этом чрезвычайно важно обеспечить круглогодичное функционирование всего туристско-рекреационного комплекса.
Решение этих важных и далеко не простых задач в среднесрочной перспективе в решающей мере будет зависеть от эффективности работы по увеличению объёмов инвестиций, которое на сегодняшний день в расчёте на душу населения у нас в 2,3 раза меньше среднероссийского показателя. Ликвидация такого отставания – задача ближайших лет.
В этих целях необходимо добиваться, чтобы инвестиционный климат стал более комфортным. Инвестиции должны работать на рост, на создание новых рабочих мест, на развитие инфраструктуры и, что не менее важно, на обеспечение равных условий для самореализации всех жителей республики.
Правительство, министерства и ведомства должны заметно активизировать работу в федеральных органах власти по вхождению республики в государственные отраслевые программы, а также увеличению объёмов привлекаемых в экономику внебюджетных инвестиций.
В рамках реализации федеральных и республиканских инвестиционных программ в 2019 году запланировано строительство десятков социально-значимых объектов в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта, в дорожной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве. Объём средств на их осуществление составит 4,8 млрд рублей.
Необходимо обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию всех этих объектов. Отныне малейшие сбои в сроках строительства, в освоении федеральных субсидий, равно как и в достижении показателей результативности, будут неприемлемы. Если мы в рамках подписанных соглашений берём на себя обязательства, то должны их неукоснительно выполнять.
Мы должны поддерживать не только крупных инвесторов, но и искать новые формы стимулирования экономической активности малого предпринимательства. Малый и средний бизнес являются нашим важнейшим резервом, и нужно максимально его задействовать.
Намечаемые нами задачи, в конечном итоге, необходимы нам для достижения ключевой цели – повышения качества жизни наших граждан.
Обеспечение указанных темпов роста экономики позволит значительно увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет республики. А это означает, что в перспективе мы сможем преодолеть нынешнее двукратное отставание от среднероссийского показателя бюджетных расходов на душу населения. И, самое главное, у нас появятся дополнительные возможности для развития социальной сферы, увеличения расходов на здравоохранение, образование, спорт и культуру, на повышение уровня благосостояния населения.
Главными целями нашей социальной политики должны стать рост реальных доходов и снижение бедности. В этой связи важнейшей задачей является увеличение размера средней заработной платы, который у нас в республике на протяжении многих лет остаётся одним из самых низких среди субъектов Российской Федерации.
Наш долг перед народом Кабардино-Балкарии – коренным образом изменить ситуацию, выйти по этому показателю на уровень субъектов с наиболее развитой экономикой. Уже в ближайшие годы люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему.
К 2025 году мы должны выйти на создание 12 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что позволит в значительной степени снизить остроту проблемы занятости населения.
Для улучшения качества жизни людей необходимы поддержка строительства доступного и качественного жилья, модернизация дорожной сети, всей социально-бытовой инфраструктуры. Всё это должно быть нацелено на создание комфортной среды для жизни, над чем нам предстоит серьёзно поработать.
И конечно, особое внимание должно быть уделено созданию современного здравоохранения. Мы должны сделать всё необходимое для того, чтобы профилактическая и диагностическая медицина стала доступной для каждого человека. Только такой подход позволит выявлять и предупреждать заболевания ещё на ранней стадии.
Следует активнее заниматься строительством и реконструкцией учреждений здравоохранения, прежде всего, детских поликлиник, внедрением современных пациентоориентированных технологий и высокотехнологичной помощи, подготовкой высококвалифицированных кадров.
Безусловным приоритетом нашей социальной политики должно оставаться создание эффективной системы образования. Мы должны создать все условия для того, чтобы современное качественное образование было доступным для каждого ребёнка. Наряду с обеспечением своевременного ввода запланированных объектов следует принять комплекс дополнительных мер по реконструкции и капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений. Нужно создавать сеть детских технопарков со всей необходимой инфраструктурой, активно приобщать детей к творческому поиску.
Но более важная задача – это повышение квалификации педагогических кадров. И над этим мы намерены серьёзно работать уже в ближайшее время.
Задача улучшения качества жизни охватывает целый комплекс и других важных сфер жизнедеятельности. Это общественный транспорт, учреждения культуры, общественные пространства, государственные и муниципальные услуги и многое другое, что формирует качество среды обитания человека. По каждой из этих составляющих у нас должна быть ясная и чёткая программа действий.
Безусловно, в центре нашего внимания должны оставаться вопросы социальной поддержки граждан на принципах адресности и нуждаемости, забота о ветеранах, пожилых людях, инвалидах и детях-сиротах. Мы должны приложить все усилия, чтобы оказать этой категории граждан, а также тем, кто попал в трудную ситуацию, реальную помощь.
Для достижения поставленных целей нам необходимо быть командой единомышленников. В ней не может быть места тем, у кого нет понимания, что нужно и как нужно делать для развития республики, кто не способен ставить и решать новые, амбициозные задачи. Сейчас очень ответственный период, от него зависит благополучие жителей республики. Мы должны это понять, осознать и действовать единой командой исходя из общих целей и задач. Главное – надо стать требовательнее к себе, к своей ежедневной работе, к тем компетенциям, которыми мы занимаемся.
Сегодня как никогда востребованы профессионализм и компетентность кадров на всех уровнях управления. Необходимо обеспечить приток свежих сил, усилить работу по выявлению талантливой и способной молодёжи, обучению их современным технологиям управления. Надо смелее брать на вооружение работающие в стране системы подбора кадров.
Назрела острая потребность в создании эффективной системы обучения и повышения квалификации управленческих кадров как для государственного аппарата, так и для хозяйствующих субъектов. Без квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, все наши планы по осуществлению качественного рывка превратятся в благие намерения.
Не менее важен вопрос о том, кто приходит работать в госаппарат. Это должны быть честные, порядочные люди, которые идут во власть не в конъюнктурных или корыстных целях, а для того, чтобы принести пользу людям, посвятить себя служению народу Кабардино-Балкарии.
В последние годы заметно возрос запрос граждан на справедливость и честность. Чтобы соответствовать этим требованиям, деятельность органов власти должна стать более открытой, более прозрачной. Для этого нужно создать постоянные механизмы обратной связи. Мы должны слушать и слышать людей, сверять с их интересами и запросами все планы и действия, внимательно и отзывчиво относиться к нуждам и заботам жителей республики.
Необходимо усилить курс на вовлечение граждан в принятие решений по значимым вопросам жизни нашего общества, прежде всего через своих представителей в Парламенте республики. Эффективным инструментом реализации этой задачи также должны стать общественные советы, другие коллегиальные и совещательные институты при органах исполнительной власти, площадки Общественной палаты республики.
Важнейшим условием осуществления наших планов и намерений была и остаётся основанная на единстве и взаимопонимании общественно-политическая стабильность.
Судьба подарила нам счастье жить в великой стране, быть частью большого и прекрасного Отечества, трудиться на родной земле, в мирной созидательной атмосфере строить будущее наших детей и внуков, будущее Кабардино-Балкарии. Долг каждого из нас, каждого жителя республики – всегда и во всём дорожить этим бесценным достоянием.

До наступления Нового 2019 года остались считанные дни. Впереди время напряжённой работы. Призываю всех трудиться с полной самоотдачей, работать на результат ради общего дела»,- подчеркнул врио Главы КБР.
В завершение Казбек Коков поручил Председателю Правительства  совместно с руководителями министерств и ведомств обобщить и оформить в виде перечня поручений все озвученные на совещании предложения.


Возврат к списку




КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА 

Март 2019

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25



26



27



28



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31