Поиск

Отправить

     
Правительство Министерства и ведомства Местное самоуправление О Республике Открытые данные Вопрос специалисту Обращения
Версия для слабовидящих

Законодательство и методические материалы


Резолюция международной конференции "Обновление в исламской мысли" (Аль-Азхар)

С именем Аллаха Милостивого Милосердного Итоговая резолюция Международной конференции «Обновление в исламской мысли»
(Аль-Азхар)

С именем Аллаха Милостивого Милосердного Итоговая резолюция Международной конференции «Обновление в исламской мысли»(Аль-Азхар) Хвала Аллаху, да благословит Аллах и приветствует нашего господина, Посланника  Аллаха,  его  род,  сподвижников,  а  также  всех,  кто  будет следовать его путём до Судного дня. Понимая неизбежность обновления в некоторых религиозных вопросах, необходимость идти в ногу со временем, следуя Путём Шариата, и стремясь обеспечить  интересы  людей  различных  сферах  жизнедеятельности, осознавая  свою  важнейшую  роль  в  жизни,  Университет  «Аль-Азхар» пригласил более100 выдающихся исламских учёных со всего мира. Ученые из  50  стран,  таких  как  Саудовская  Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Палестина,  Бахрейн,  Турция,  Россия, Джакарта, Мавритания,  Буркино-Фасо,  Ливия,  Нигерия,  Франция,  Оман,  Ливан, Мароккои другие, приняли участие в работе международной конференции «Обновление исламской мысли».

 Конференция состоялась в Центре Аль-Азхар для конференций 2 –3 Джумада аль Ахира 1441 г. по Хиджре (27 –28 января 2020 года).В  течение  двух  дней  в  рамках  конференции  было  проведено  семь диалоговых секций, где обсуждались вопросы обновления и множество сопутствующих вопросов. Продолжая  движение  Аль-Азхара  в  деле  обновления  мысли  и юриспруденции, и в соответствии с путём умеренности, которым всегда славился Аль-Азхар, учёные со всего мира объявляют о следующем: 1. Обновление –неотъемлемая составная часть Шариата, помогающая идти в ногу со временем и обеспечить интересы людей. 2.  Разумеется,  недопустимо  вносить  обновления  в  тексты  с категоричным  смыслом.  Что  же  касается  текстов,  не  имеющих категоричного,  ясного  смысла,  то  в  этом  случае  есть  возможность иджтихада, а фетвы учёных могут отличаться друг от друга в зависимости от региона, времени и обычаев. При этом нужно, чтобы эти фетвы были в свете целей Шариата и не противоречили его общим правилам.3.  Обновление –деликатный  и  тонкий  вопрос,  которым  должны заниматься  только  сведущие  люди,  профессионалы.  Тем,  у  кого  нет соответствующих знаний не следует заниматься обновлением. В противном случае это будет напрасной растратой сил и времени.4.  Экстремистские  течения  и  террористические  группировки отказываются от обновлений. Их призыв базируется  на фальсификации понятий и искажении шариатских терминов. Ими искажены такие понятия как  система  управления,  само  понятие  «управление»,  переселение (миграция), джихад, боевые действия и их позиция по отношению к тем, кто нарушает. Не говоря о том, что они сами  нарушают фундаментальные основы религии, совершая преступления против людей, посягая на их жизнь, имущество и честь. Тем самым они очерняют образ Ислама и Шариата в глазах других людей, и они начинают связывать недостойные деяния с нормами Шариата и на Западе начинает распространяться «исламофобия». Исходя  из  этого,  международные  институты  и  общество  должно поддерживать усилия стран, направленные на устранение этих пороков.5. Одна из основ ущербности идей этих группировок является тот факт, что  они  не  различают  нормы  и  положения,  регулирующие  вопросы вероубеждения (вероучения) с теми, что регулируют практические вопросы. К примеру, они считают, что человек, совершающий грех, проявляет неверие (куфр). Или то, что является допустимым, разрешённым пытаются объявить обязательным.  Подобные  вещи  ставят  людей  в  крайне  затруднительное положение и приносит зло Исламу и Шариату.6.  Под  «правлением»  представители  радикальных  группировок понимают то, что управление является прерогативой Всевышнего. А любой, кто пытается осуществлять управление вступает в конфликт с Аллахом и оспаривает его исключительные качества. Кровь того, кто вступает, по их мнению,  в  противоречие  с Всевышним  является  дозволенной.  Но  это является прямым искажением того, что дано нам в Священном Коране и чистой Сунне. Ведь там ясно сказано, что человеку свыше предоставлена возможность  управлять  и  судить.  О  том  же  говорят  и  муджтахиды.  К примеру, Ибн Хазм: «Аллах наделяет людей полномочиями управлять и

3судить». Об этом же говорится и в аятах Священного Корана: «... отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи...» (сура Женщины, аят 35) и «... Выносят решение о ней двое справедливых мужей из вас ...» (сура Трапеза, аят 95) Таким образом, необходимо скорректировать представление людей о понятии  (концепте)  «управление»,  посредством  распространения суннитского вероучения (Акыда Ахлю-с-Сунна) и разъяснением того, что управление, которое базируется на Шариате и регулируется шариатскими нормами не просто не противоречит управлению Аллаха, а является его частью.7.  Такфир  (обвинение  в  неверии) –смута,  которая  во  все  времена являлась испытанием для верующих. Обвинять других в неверии могут те, кто осмеливаются вольно трактовать Закон Аллаха и не знают суть Его учения. Ведь в шариатских текстах чётко сказано, что обвинение в неверии может обернуться неверием для самого обвиняющего. Только Всевышний определяет, кто является верующим, а кто –нет. Если кто-либо скажет фразу, которая на 99 частей состоит из неверия и лишь с одной стороны, которая не позволяет обвинить его в неверии, то он не может быть обвинён в неверии на основании правила фикха, которое гласит: «то, что доказано достоверно может быть опровергнуто только явным (достоверным)»  8. Сейчас многие призывают совершать хиджру. Но у этих призывов нет канонического обоснования. Напротив, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет хиджры после взятия Мекки». Отсюда можно сделать вывод, что группировки, которые зовут за собой молодых людей в пустыни, обвиняя общество в неверии, заблуждаются и не знают подлинных целей Шариата. Согласно положению, которое объявлено учёными Аль Азхара, любой мусульманин имеет право жить там, где никто не посягает на его жизнь, честь и имущество, и где он в полном объёме может выполнять свои  религиозные  обязанности.  Что  же  касается  правильного  значения хиджры, то под ней подразумевается оставление грехов и миграция для получения  образования,  обеспечения средств  к  существованию, благоустройство земли и развитие стран. 9. Атеизм (безбожие) представляет угрозу стабильности для обществ и народов,  которые  с  уважением  относятся  к  религиям  и  свято  чтят предписания.  Атеизм  является  орудием  для  идеологической  войны,  с

4помощью  которого  осуществляется  попытка  разрушения  религий  и структуры  общества  под  предлогом  «свободы  вероисповедания». Радикализм и терроризм –это прямые последствия атеизма. Нам необходимо бдительно  относиться  к  негативным  последствиям  призывов к  атеизму, попыткам  запутать  верующих.  Также  учёные  должны  вооружиться новаторскими  методами  в  преодолении  этой  опасности  и  использовать универсальные доводы и современные данные эмпирических наук во время встреч  с  молодыми  людьми.  Приветствуется  также  использование современных средств коммуникации.10. Джихад в Исламе не является синонимом войны. А боевые действия, которые происходили во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников –это одна из разновидностей джихада. Целью  этого  является  защита  мусульман  от  агрессоров,  а  не  убийство несогласных, как это превратно толкуют радикалы. Согласно шариатским нормам,  препятствование  тем,  кто  придерживается  иных  верований запретно. Также запрещено воевать с теми, кто не нападает.11.  Объявить  джихад  могут  лишь  компетентные  органы  власти  в соответствии  с  конституцией  и  законом,  а  не  люди  или  группировки, присваивающие себе это право. Они вооружают молодых людей, тренируют их  и  подталкивают  к  убийствам,  войне  и  отрезанию  голов.  Данные группировки  творят  нечестье  на  Земле,  являются  богоборцами  (воюют против Аллаха). Соответствующие органы власти должны принять самые решительные меры для их устранения.12.  Государство  в  Исламе –это  современное национально-демократическое государство. Аль-Азхар, устами своих учёных, утверждает, что в Исламе нет такого понятия как «религиозное государство», так как в нашем  наследии  нет  никаких  доводов,  указывающих  на  него.  Также отсутствие подобного понятия прямо подтверждено пунктами Мединской Конституции, а также политикой почтенного Пророка и праведных халифов. Но  в  такой  же  степени  учёные  отвергают  государство,  игнорирующее религии и стремящееся отдалить людей от них.13.  Халифат –это  форма  правления,  которая  была  одобрена сподвижниками  Посланника  Аллаха  (да  благословит  его  Аллах  и приветствует) и соответствовала своему времени и помогала упорядочить и в мирских делах, и в вопросах религии. Ничего в текстах Корана и Сунны не

5указывает на определённую форму правления. С точки зрения Шариата, все современные  формы  правления  приемлемы,  если  они  не вступают  в противоречия  с  основополагающими  принципами  религии  и  пока обеспечены  справедливость,  равенство,  свобода,  защита  Родины,  права граждан на исповедание религий. 14. Правитель в Исламе –это тот, чьё правление одобрено народом путём, предусмотренным конституцией государства. Он обязан защищать интересы  народа  и  стремиться  установить  справедливость,  обеспечить сохранение  государственных  границ,  внутреннюю  безопасность  и оптимальное использование богатств и ресурсов для удовлетворения нужд людей в разумных пределах.15.  Полноценное  гражданство –это  неотъемлемое  право  граждан государства, независимо от вероисповедания, цвета кожи и национальности. На этом праве было построено первое исламское государство, оно было закреплено в Мединской конституции. Мусульмане обязаны возродить этот принцип и сегодня.16. Поздравление не мусульман с их праздниками –это проявление праведности и благочестия. Когда некоторые утверждают о запретности этого, то не просто показывают свою ограниченность, а ещё и клевещут на макасид шариа (цели Шариата). Они могут спровоцировать фитну (смуту). А ведь  это  хуже,  чем  убийство.  Вопреки  утверждениям  некоторых, поздравление  не мусульман  с  их  праздниками  не  противоречит  акыде (вероубеждению) мусульман. 17.  Ответственные  лица  должны  препятствовать  распространению материалов,  содержащие  информацию  о  запретности  поздравления. Особенно  подобная  деятельность  активизируется  в  период  праздников, которые  являются  священными  для  не  мусульман.  Это  создаёт напряжённость и ненависть между членами одного общества.18. Вооружённые террористические группировки совершают различные преступления,  в  особенности  убийство  мирных  людей,  сотрудников правоохранительных органов, военных, которые защищают правопорядок и государственные  границы.  Также  эти  группировки  посягают  на государственное и частное имущества. Всё это говорит об их нечестивости. Порочность и преступность этих действий неоспорима. Необходимо принять всесторонние  меры  (шариатские,  правовые,  военно-политические)  и

6осуществить практические шаги для сдерживания этих группировок и стран, которые  спонсируют  эти  группировки  и  укрывают  их  членов  на  своей территории.19. Наркотики, как всё, что опьяняет и одурманивает, изменяет сознание и  поведение –категорически  запрещены  (харам),  независимо  от их количества и названия. Необходимо принять меры в различных сферах (воспитание, культура, пропаганда, государственная безопасность), дабы препятствовать распространению и потреблению наркотиков. Также нужно применять  эффективные  наказания  в  отношении  поставщиков  и распространителей  наркотических  веществ  и  оказывать  всестороннюю поддержку центрам, которые помогают наркозависимым для их скорейшей реабилитации и интеграции в жизнь общества. Немаловажным фактором борьбы  с  наркоманией  является  прекращение  использования  образов наркоманов и дилеров в художественных фильмах.20.  Противодействие  коррупции,  мошенничеству,  кумовству  и дискриминации –это  то,  за  что  каждый  из  нас  несёт  ответственность (религиозную, юридическую, общественную и морально-нравственную) на своём  месте.  Обязанностью  всех  государственных  и  общественных институтов является помощь государству в искоренении всех этих пороков, которые пагубно сказываются на развитии и стабильности.21.  Самоубийство –тяжелейшее  и  отвратительное  преступление, которое по своей уродливости хуже, чем убийство другого человека. Да, убийство одного человека подобно убийству всего человечества. Но убийца имеет возможность избежать наказания в Вечности, если его простят родные убитого или он искупит вину, понеся наказание в мирской жизни. Что же касается  самоубийцы,  то  он  умирает,  становясь  жертвой  собственного ужасного преступления. Непременным долгом учёных, мыслителей и всех, кто работает с молодёжью является выявление причин, которые приводят людей к мысли свести счёты с жизнью и выработать пути решений как срочных, так и на среднесрочную и дальнюю перспективу. Необходимо принять все меры для противодействия распространению суицида в нашем религиозном восточном обществе.22. Преступление по причине мести –это уродливое наследие джахилии(невежества). Подобные вещи неприемлемы для цивилизованных обществ, исповедующих небесные (авраамические) религии. Наказание для убийцы

7должен определять суд, а не родственники убитого. Они же имеют право либо простить убийцу, либо получить выкуп. То, что в некоторых случаях делают  родственники  убитого:  убийство  убийцы  или  кого-либо  из  его родственников,   насильное   выселение   родственников   убийцы, посягательство на их имущество тем или иным образом –всё это является преступлением, не менее уродливым, чем само убийство. Соответствующие государственные структуры должны принять все меры для того, чтобы подобное не происходило. 23.  Распространение  слухов  представляет  серьёзную  опасность  для безопасности  общества  и  его  развития.  Это  одно  из  серьёзнейших преступлений,  запрещённых  Шариатом.  Соответствующие  институты  и структуры должны пресекать распространение слухов, разоблачать их ложь, показывать их пагубность и устанавливать наказания для противодействия этому правонарушению.24.  Туризм –это  дело,  одобренное  небесными  (авраамическими) религиями. Нам необходимо изменить отношение людей к вопросу туризма. Государство  обязано  защищать  туристов  и  предотвращать  любые посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. А те, кто пытается причинить  им  вред,  должны  быть  наказаны  соответствующим  образом. Выдавая въездную визу,государство обязуется обеспечить безопасность туриста. И это обязанность государства по Шариату.25.  Памятники  древности –это  объекты  культурного  наследия, посредством которых мы знакомимся с историей народов и цивилизаций. Они не являются идолами и истуканами. Недопустимо покушаться на них и пытаться  изменить  их  первоначальный  вид,  ибо  это  имущество  всех поколений.  Памятниками древности должно  распоряжаться государство, даже если они были обнаружены на землях, принадлежащих физическим или юридическим лицам. Продажа или контрабанда этих памятников за пределы страны должны сурово наказываться по закону.26. В наше время женщинам разрешается путешествовать без махрама, в том случае, если её поездка безопасна. И при этом исключена вероятность того, что её жизнь, здоровье и честь подвергнется опасности.     27. Женщине разрешено занимать различные должности, в том числе высокие государственные посты.

828.  Развод  без  повода  категорически  запрещён.  За  это  Шариатом предусмотрено взыскание, против инициатора такого развода. Независимо от того, муж это или жена. Так как это наносит вред семье, а особенно детям, несовместимо с морально-нравственными установками Шариата и нарушает изначальное  предназначение  брака  (ибо  при  заключении  брака предполагается, что он на всю жизнь). Исходя из этого, необходимо всячески избегать  развода.  До  начала  бракоразводного  процесса,  необходимо попытаться  решить  спор  супругов  путём  арбитража.  Учёные,  которые издают  фетвы  должны  максимально  доступным  языком  разъяснять шариатские нормы, регулирующие все виды и стадии развода.29. Жене, которая вносит вклад в семейный бюджет или детям, которые расходуют средства (к примеру, если они вкладывают деньги в совместный бизнес с отцом), должны быть возмещены их расходы. Эти средства берутся из наследства до начала его раздела. Если они знают сколько им положено, то  можно  забрать  то,  что  принадлежит  им  по  праву.  Если  же  им  это неизвестно, то необходимо обратиться к знающим, компетентным людям.В  заключение  нам  от  имени  Университета  Аль-Азхар  хотелось  бы выразить искреннюю благодарность Президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси за то,  что  он  оказал  покровительство  данной  конференции  и  за  его вступительное слово, которое украсило и обогатило работу конференции, став  одним  из  факторов  успеха.  Также  выражаем  искреннюю признательность  всем  гостям  и  участникам  конференции.  Также  хотим объявить о том, что в Международном Центре аль Азхар будет продолжена работа по вопросам обновления. Надеюсь, мы  снова  удостоимся  чести  принимать  участие  в  работе конференций в будущем, если будет угодно Аллаху. Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Удача от Аллаха.


(скачать текст в PDF)
















ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
monitoring@fadn.gov.ru